Хингано-Мукденская наступательная
операция
(9 августа – 2 сентября 1945 г.)
Маньчжурская стратегическая наступательная операция
была проведена в целях разгрома японской Квантунской армии, освобождения
Северо-Восточного Китая (Маньчжурии), Северной Кореи и ускорения завершения
Второй мировой войны.
Квантунская армия (командующий генерал О. Ямада)
включала 1-й, 3-й фронты, четыре отдельные армии, 2-ю воздушную армию и
Сунгарийскую военную речную флотилию. С 10 августа в оперативном
подчинении командующего армией находились 17-й (Корейский) фронт и 5-я
воздушная армия, расположенные в Корее. Всего японские войска в
Северо-Восточном Китае, Внутренней Монголии и Корее насчитывали более
1 млн человек, 1215 танков, 6640 орудий и минометов,
1907 боевых самолетов и 25 военных кораблей основных классов[885].
Кроме того, на территории Маньчжурии и Кореи располагалось значительное
количество японских жандармских, полицейских и иных формирований, а также
войска Маньчжоу-го, Суюаньской армейской группы и князя Внутренней Монголии
Дэвана, которые с началом наступления советских войск разбежались. Вдоль границ
с Советским Союзом и Монгольской Народной Республикой (МНР) имелось
17 укрепленных районов противника общей протяженностью до 1 тыс. км,
в которых было около 8 тыс. долговременных огневых сооружений.
Советское Верховное Главнокомандование, планируя
разгром Квантунской армии, в мае – начале августа 1945 г. осуществило
перегруппировку значительного количества войск и военной техники с Запада на
Дальний Восток, в том числе 6-й гвардейской танковой армии. Всего было
переброшено более 403 тыс. человек, 7137 орудий и минометов,
2119 танков и САУ и др.[886].
3 июня командующему войсками Забайкальского
фронта была направлена директива № 103905 Генштаба, в которой
сообщалось о направлении в состав фронта по железной дороге с 30 июня по
14 июля 53-й и 6-й гвардейской танковой армий, управления 5-го
артиллерийского корпуса прорыва, 3-й и 6-й гвардейских артиллерийских дивизий
прорыва[887].
Танковая армия была переброшена в составе 5-го гвардейского танкового и 9-го
гвардейского механизированного корпусов, 30-й зенитной артиллерийской дивизии с
армейскими частями усиления и тылами. В целях повышения боевых возможностей
армии в ее состав дополнительно были включены 7-й механизированный корпус, 36-я
и 57-я мотострелковые дивизии и четыре отдельных танковых батальона. Части
армии были укомплектованы: автотранспортом – на 80 % штатной численности;
артстрелковым вооружением и всеми видами имущества – полностью по штату. С
армией следовало 170 танков Т-34. Кроме того, для армии отправлялись с
заводов 245 танков Т-34, 186 иностранных танков (МЧ-А2) и
195 СУ-100. Всего армия имела 1019 танков и САУ, 188 бронемашин,
945 полевых орудий и минометов, 43 установки реактивных минометов и
165 зенитных орудий[888].
Войска, переброшенные с Запада, вместе с
дислоцированными на Дальнем Востоке объединениями и соединениями составили три
фронта: Забайкальский (Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский), 1-й
Дальневосточный (Маршал Советского Союза К.А. Мерецков) и 2-й
Дальневосточный (генерал армии М.А. Пуркаев). Вместе с монгольскими
войсками они насчитывали более 1,7 млн человек, около 30 тыс. орудий
и минометов, свыше 5200 танков и САУ, более 5 тыс. боевых самолетов
(с учетом авиации Тихоокеанского флота и Амурской военной флотилии)[889].
Советский ВМФ имел на Дальнем Востоке 93 боевых корабля основных классов,
в том числе 2 крейсера, один лидер, 12 эскадренных миноносцев. В
операции участвовали пограничные войска Приморского, Хабаровского и
Забайкальского пограничных округов.
Замыслом Маньчжурской стратегической наступательной
операции предусматривалось нанести по группировке противника два основных (с
территории МНР и Приморья) и несколько вспомогательных ударов по сходящимся в
центре Маньчжурии направлениям, что обеспечивало глубокий охват основных сил
Квантунской армии, рассечение их и быстрый разгром по частям. Общее руководство
войсками в операции осуществляло Главное командование советских войск на
Дальнем Востоке (Маршал Советского Союза А.М. Василевский).
Главнокомандующим монгольскими войсками был маршал МНР X. Чойбалсан. Действия
сил ВМФ и ВВС координировали адмирал флота Н.Г. Кузнецов и главный маршал
авиации А.А. Новиков.
Ведущая роль в Маньчжурской стратегической
наступательной операции отводилась Забайкальскому и 1-му Дальневосточному
фронтам, войска которых наносили встречные удары с северо-запада и востока в
общем направлении на Чанчунь, Гирин, Мукден (Шэньян). Войскам Забайкальского
фронта предстояло провести Хингано-Мукденскую наступательную операцию. Противник
в полосе предстоящих боевых действий не имел подготовленной обороны, за исключением
Чжалайнор-Маньчжурского, Хайларского и Халун-Аршанского укрепрайонов. Основные
группировки его войск были сосредоточены в глубине.
Замысел Хингано-Мукденской операции состоял в том,
чтобы нанести главный удар в центре оперативного построения Забайкальского
фронта силами 17, 39, 53-й общевойсковых и 6-й гвардейской танковой армий с территории
МНР в направлении на Чанчунь, быстро преодолеть Большой Хинган и глубоко
охватить главные силы Квантунской армии с юга. Вспомогательные удары наносили
на правом крыле конномеханизированная группа на Калган (Чжанцзякоу) и на левом
– 36-я армия из Даурии на Хайлар. В составе КМГ вместе с советскими войсками
действовали и войска МНРА (4 кавалерийские дивизии, бронебригада,
авиационная дивизия, танковый, артиллерийский полки и полк связи).
К началу операции войска Забайкальского фронта
превосходили противника в пехоте в 1,7 раза, в артиллерии – в 8,6, в
танках и САУ – в 5 раз. При огромной 2300-километровой протяженности линии
фронта наступление планировалось по отдельным направлениям на глубину
600–800 км. Поддержка и прикрытие сухопутных войск с воздуха возлагались
на 12-ю воздушную армию и Забайкальскую армию ПВО.
Командующий Забайкальским фронтом
маршал Р.Я. Малиновский, учитывая, что противник не имеет перед фронтом
заранее подготовленной обороны, решил использовать 6-ю гвардейскую танковую
армию в первом эшелоне главной группировки. Ближайшая задача армии состояла в
том, чтобы стремительным ударом преодолеть горный хребет Большой Хинган и,
закрепив его захват частью сил, не позднее пятого дня операции овладеть рубежом
Лубэй, Туцюань. В дальнейшем танковая армия должна была развивать наступление
на Мукден и Чанчунь с целью рассечения противостоящей группировки противника,
воспрещения отхода ее из Центральной Маньчжурии на юг и полного разгрома. После
овладения Мукденом и Чанчунем танковую армию предполагалось использовать для
стремительного выхода на Ляодуньский полуостров и овладения портами Дайрэн
(Далянь) и Люйшунь (Порт-Артур). Общая глубина задачи армии составляла около
1000 км. Среднесуточный темп наступления планировался в пределах 90 –
100 км.
При подготовке к операции
учитывались особенности Дальневосточного театра военных действий. Войскам
Забайкальского фронта предстояло преодолеть горно-пустынные районы,
простирающиеся на глубину от 250 до 400 км. Переход через горы можно
было осуществить преимущественно по дорогам и тропам, пролегающим на высоте
1000–1500 м с крутыми подъемами и спусками, заболоченными падями и резкими
поворотами. Местность позволяла на первом этапе наступления действовать лишь на
отдельных изолированных направлениях. В пустынных степях Внутренней Монголии
танковым и механизированным соединениям предстояло преодолеть обширные
безводные пространства при 45—50-градусной жаре и песчаных бурях.
Особую сложность представляла
подготовка к боевым действиям соединений и частей, прибывших с Запада.
Командующий и штаб 6-й гвардейской танковой армии разработали специальный план
боевой подготовки, в котором большое место отводилось отработке действий в
пустынно-степной местности, организации и ведению наступления в горах. Для командного
состава была прочитана лекция о характере ТВД, организованы сборы, на заключительном
этапе которых был принят зачет по знанию организации войск и тактике действий
противника. Начальники родов войск отработали и направили в штабы соединений
указания (инструкции) по особенностям использования подразделений родов войск.
Управлением бронетанкового ремонта и снабжения были выпущены памятки и брошюры
по эксплуатации техники в горно-пустынной местности.
Не менее 10 % отводимого на
занятия времени использовалось для отработки вопросов ориентирования на
местности в условиях Забайкалья и Монголии, для чего проводились специальные
рекогносцировки офицеров, механиков-водителей танков (САУ) и водителей
автомашин. В соединениях боевая учеба начиналась с учебно-методических сборов
командного состава. В последующем были проведены тактико-строевые занятия,
учения рот и батальонов, в том числе с боевой стрельбой. Отрабатывались темы:
захват горного перевала, обходный маневр в целях выхода во фланг и в тыл
противника, захват горной теснины, атака горных вершин (для мотострелков),
наступление танковых подразделений ночью, марш в предвидении встречного боя. В
результате напряженной учебы в течение более чем месяца личный состав армии
получил хорошую подготовку к ведению наступательных действий в исключительно
трудных и своеобразных условиях местности.
Для руководства войсками была создана оперативная
группа во главе с командующим армией генералом А.Г. Кравченко, следовавшая
за первым эшелоном армии. При высадке воздушного десанта в Мукдене из состава
приданной авиаэскадрильи выделялась группа самолетов с радиостанциями для
ретрансляции оперативных сигналов. В армии с целью увеличения подвижности
пунктов управления и узлов связи все радиостанции были перемонтированы на автомашины,
обладавшие лучшей проходимостью.
С целью согласований действий танковых соединений и
авиации штаб 6-й гвардейской танковой армии и заместитель командующего 12-й
воздушной армией генерал Д.П. Галунов с группой офицеров разработали план
взаимодействия[890].
Оперативная группа генерала Галунова и командир 245-й истребительной
авиационной дивизии располагались на командном пункте генерала Кравченко, а
командиры 248-й и 316-й штурмовых авиационных дивизий со своими оперативными
группами – на командных пунктах командиров 9-го гвардейского и 7-го
механизированных корпусов. Предусматривалось, что с вводом в сражение 5-го
гвардейского танкового корпуса на его командный пункт переместится командир
248-й штурмовой авиационной дивизии со своей оперативной группой. Представители
авиационных частей, находившиеся в головных танковых и механизированных
бригадах, в ходе наступления наводили самолеты на цели, информировали своих
командиров об обстановке в полосе взаимодействующих соединений танковой армии,
передавали заявки танкистов на вызов авиации. Благодаря такой структуре
управления авиацией, поддерживавшей наступление подвижных войск, достигались
твердость, гибкость и непрерывность взаимодействия между соединениями танковой
и воздушной армий в динамике стремительного продвижения.
Наступление войск Забайкальского фронта началось
9 августа без артиллерийской подготовки. Первыми границу перешли передовые
отряды, с рассветом начали движение главные силы. Небольшие отряды противника,
находившиеся в приграничной полосе, не смогли оказать серьезного сопротивления,
поэтому наступление с самого начала приняло стремительный характер. Только на
левом крыле фронта, где японцы пытались удержаться в укрепленных районах,
продвижение войск фронта несколько замедлилось. Однако и здесь соединения 36-й
армии быстро сломили сопротивление врага, овладели Чжалайнор-Маньчжурским
укрепленным районом, форсировали Аргунь и продвинулись на 40 км. Подвижная
группа армии, обходя вражеские узлы сопротивления, прошла за сутки 100 км
и вышла на подступы к Хайлару.
Наиболее стремительно действовала 6-я гвардейская
танковая армия. Ее соединения из-за условий местности наступали по двум направлениям,
отстоящим друг от друга на 75 км. Это осложняло взаимодействие и требовало
значительного усиления каждого соединения с целью придания им большей самостоятельности.
В направлении горы Модон-Обо, Лубэй наступали основные силы танковой армии. В
ее первом эшелоне находился 9-й гвардейский механизированный корпус, усиленный
57-й мотострелковой дивизией, артиллерийскими и инженерными средствами, а во
втором – 5-й гвардейский танковый корпус. За ним следовал резерв – 40-й
мотоциклетный полк, 22-я легкая артиллерийская бригада, 27-й гвардейский
минометный полк и 22-я инженерная бригада. В направлении Макутан, Туцюань
наступал 7-й механизированный корпус, усиленный 36-й мотострелковой дивизией,
артиллерийскими и инженерными средствами.
Соединения 6-й гвардейской танковой армии быстро
преодолели обширный пустынно-степной район. Механизированные корпуса,
составлявшие первый эшелон армии, перестроились и действовали не по двум
маршрутам, как это предусматривал план операции, а по шести, на отдельных
участках по восьми параллельным маршрутам в полосе 15–20 км. Такому
развертыванию армии во многом способствовал равнинный характер местности и
песчано-гравийный грунт, допускавший движение машин вне дорог со скоростью
около 50 км в час. Впереди войск первого эшелона на удалении 70–80 км
действовали сильные разведывательные отряды, а на удалении 30–40 км –
передовые отряды. За колоннами боевых машин следовали только машины
ремонтно-эвакуационной службы. Тылы частей и соединений корпусов объединенной колонной
двигались по основному маршруту.
К исходу дня 9 августа войска 6-й гвардейской
танковой армии продвинулись на 120–150 км. К середине следующего дня,
преодолев еще 100–120 км, они вышли к Большому Хингану. В связи с тем что
наступление танковой армии развивалось в высоких темпах, маршал Малиновский
принял решение изменить сроки выполнения ближайшей задачи и потребовал, чтобы
армия вышла на рубеж Лубэй, Туцюань к исходу дня 12 августа, то есть на
сутки раньше, чем было предусмотрено планом операции.
При подходе к Большому Хингану в первый эшелон армии
был выдвинут 5-й гвардейский танковый корпус генерала М.И. Савельева.
Преодоление хребта началось вечером 10 августа по одной дороге. Подъем
продолжался около 7 часов со средней маршевой скоростью 5–6 км в час.
При этом в колонне 5-го гвардейского танкового корпуса было очень мало колесных
машин. Части 7-го механизированного корпуса генерала Ф.Г. Каткова
затратили на преодоление хребта несколько больше времени, так как в их колоннах
преобладали колесные машины.
Спуск корпусов на равнину начался: танкового – утром
11 августа, а механизированного – утром 12 августа. Они двигались под
сильным дождем. Отдельные участки маршрутов преодолевались колесными машинами
путем их буксировки. Ощущался острый недостаток в средствах эвакуации. Резко
повысился расход горючего, а подвоз его прекратился, так как почти весь
автотранспорт остался за Большим Хинганом – перевалы после дождей стали непроходимыми
для колесных машин. «При большой растяжке коммуникаций (от ст. Чойбалсан до г.
Мукден – свыше 1000 километров) большую трудность представляло особенно
обеспечение ТА горючим, – вспоминал А.Г. Кравченко. – Эта
проблема была разрешена при помощи транспортной авиации. Накануне этой операции
6 ТА были приданы стрелковые и артиллерийские соединения из состава
Забайкальского округа, которые не участвовали в боях на западе. Практика показала,
что основные соединения Армии, которые получили большой боевой опыт на западе,
гораздо легче переносили все трудности боевой обстановки и успешнее выполняли
задачи и на этом своеобразном театре военных действий, чем местные войска, не
обстрелянные и не имеющие боевого опыта…»[891].
К исходу дня 11 августа передовой отряд 5-го
гвардейского танкового корпуса занял Лубэй, а 13 августа здесь
сосредоточились и его главные силы. Сутками позже части 7-го механизированного
корпуса овладели Туцюанем.
Таким образом, на четвертый день операции 6-я
гвардейская танковая армия преодолела Большой Хинган и вышла в пределы
Центрально-Маньчжурской равнины. Стремительные действия армии оказали решающее
влияние на ход всей операции в Маньчжурии. Она сумела упредить противника в
захвате перевалов через Большой Хинган и обеспечила выход главных сил
Забайкальского фронта в тыл основной группировки Квантунской армии.
На правом крыле Забайкальского фронта танковые части и
соединения КМГ к исходу 14 августа продвинулись на 350–400 км,
овладели Долоннором и вышли на подступы к Калгану. Передовой отряд 17-й армии,
действующий на левом фланге, в трудных условиях пустынной местности продвинулся
на 250–300 км, преодолел южные отроги Большого Хингана и вечером 12 августа
овладел Линьси. Войска 39-й армии, сбивая на своем пути разрозненные группы
противника, также преодолели Большой Хинган. Подвижная группа армии заняла
Ваньемяо. На левом крыле фронта соединения 36-й армии, преодолевая упорное
сопротивление японцев, во взаимодействии с левофланговыми соединениями 39-й
армии овладели Хайларским укрепрайоном и к 14 августа, продвинувшись на
200–250 км, вели бои на перевалах Большого Хингана и на подступах к
Бухэду.
Важную роль в обеспечении действий войск
Забайкальского фронта играла авиация 12-й воздушной армии, которая в течение
пяти дней осуществила около 5 тыс. самолето-вылетов. Из них почти половина
приходилась на обеспечение наступления 6-й гвардейской танковой армии. Для
подготовки захваченных аэродромов к перебазированию самолетов воздушной армии
командиры танковых соединений выделяли мотострелковые подразделения, а при
необходимости – танки и тракторы. Кроме того, командование 12-й воздушной армии
в составе каждого корпуса первого эшелона имело по одному инженерному батальону
и по одному батальону аэродромного обслуживания. Эти части следовали либо за
передовыми отрядами, либо в боевых порядках головных танковых
(механизированных) бригад. По получении сигнала от разведывательных групп о
захвате аэродрома или посадочной площадки они незамедлительно выдвигались
вперед и совместно с танкистами проводили все необходимые работы для приема
самолетов. С 9 по 22 августа силами указанных батальонов было
подготовлено 33 аэродрома.
Начальник штаба 6-й гвардейской танковой армии генерал
А.И. Штромберг
К середине августа танковые и механизированные
соединения продвинулись на основных направлениях на 350–400 км. Пути
сообщения, связывавшие японские войска, которые действовали в Северной и
Северо-Западной Маньчжурии, с главными силами Квантунской армии, были
перерезаны. Вражеские войска, сопротивлявшиеся на солуньском, хайларском и
цицикарском направлениях, оказались отрезанными от своих высших штабов и баз
снабжения. Кроме того, выход передовых отрядов конномеханизированной группы
фронта в район Долоннора поставил под угрозу и коммуникации Квантунской армии,
связывавшие ее с японскими войсками, сосредоточенными в Северном Китае.
Необходимо было закрепить успех, чтобы не допустить
отход противника в Северный Китай и на Ляодунский полуостров. Однако резкое
ухудшение погоды и перебои в снабжении горючим сказались на дальнейших
действиях. Сильные дожди, начавшиеся в горах еще 11–12 августа,
распространились почти на всю Центральную Маньчжурию. Грунтовые дороги во
многих местах стали совершенно непроходимыми. Тыловые части отстали. 9-й
гвардейский механизированный корпус генерала М.В. Волкова остался без
горючего, а 5-й гвардейский танковый и 7-й механизированный корпуса имели всего
лишь 0,4–0,5 заправки[892].
Не справлялась с этой задачей и авиация фронта. Так, 17 августа 5-му
гвардейскому танковому корпусу было доставлено лишь 40,6 т горючего, или
30 % потребной нормы. Тогда по решению командира корпуса генерала
М.М. Савельева все горючее было слито в баки танковых соединений,
действовавших в качестве передового отряда, который продолжал продвигаться на
Мукден. Главные же силы выдвигались по мере подхода тылов.
Аналогичное положение сложилось в общевойсковых армиях
и конномеханизированной группе. После 13–14 августа они также были
вынуждены по двое-трое суток ожидать подвоза горючего.
С целью сорвать замысел врага по отходу в центральные
районы Маньчжурии и к портам на побережье Желтого моря маршал Малиновский
потребовал от командующего 6-й гвардейской танковой армией не только стремительного
наступления передовых отрядов, но и ведения глубокой разведки в направлении
действий главной группировки фронта. Глубина разведки была различной. Так, 14-й
отдельный мотоциклетный батальон 9-го гвардейского механизированного корпуса с
14 по 17 августа выполнял задачу в 150–200 км от главных сил
армии. Особенностью действий разведывательных отрядов являлось то, что они
наряду с разведкой в ряде случаев выполняли задачи передовых отрядов,
захватывая важные объекты в оперативной глубине противника.
В течение 15–16 августа передовые и
разведывательные отряды продвинулись на 100–150 км. Разведывательный отряд
5-го гвардейского танкового корпуса захватил мост и аэродром в районе Тунляо, а
разведотряд 7-го механизированного корпуса – важный узел дорог Таонань. За
передовыми отрядами продвигались главные силы 6-й гвардейской танковой армии.
После ее выхода в район Тунляо части 5-го гвардейского танкового и 9-го
механизированного корпусов стали продвигаться на Мукден только по
железнодорожному полотну, так как все грунтовые дороги были размыты ливнями. На
протяжении 120 км танки шли со скоростью 4–5 км в час, а автомашины –
5–6 км.
Исключительно трудные дорожные условия и острый
недостаток горючего существенно снизили темпы наступления передовых отрядов с
16 по 21 августа до 45–50 км в сутки, в то время как на первом
этапе операции они нередко превышали 400 км в сутки. Главные силы армии
продвигались от одного района сосредоточения к другому вслед за передовыми
отрядами.
Между тем обстановка, сложившаяся к 18 августа в
полосе Забайкальского фронта, требовала, чтобы танковая армия стремительно
продвигалась вперед. Командующий Квантунской армией, заявив 17 августа о
своей готовности капитулировать, в то же время продолжал отводить войска в
южном и юго-восточном направлениях. В этих условиях необходимо было быстро
занять важнейшие административные и экономические центры Маньчжурии и порты на
побережье Ляодунского полуострова. 18 августа маршал Малиновский приказал
генералу Кравченко в кратчайший срок занять Мукден и Чанчунь. После этого,
оставив там по одной усиленной бригаде, главными силами армии форсированным
маршем к исходу дня 25 августа выйти в район Люйшуня, заняв в первую
очередь порты на Ляодунском полуострове. Для быстрейшего выполнения полученной
задачи предписывалось выделить небольшие, хорошо обеспеченные горючим и
боеприпасами, передовые отряды в составе усиленного танкового батальона.
Генерал Кравченко решил стремительным ударом захватить
Мукден и Чанчунь, оставить в этих городах по одной бригаде от 9-го гвардейского
и 7-го механизированных корпусов, а главными силами форсированным маршем выходить
на Ляодунский полуостров. Командирам соединений было приказано после овладения
Мукденом использовать железнодорожный транспорт для быстрейшего сосредоточения
главных сил на полуострове. Кроме того, 19 августа в Мукдене и Чанчуне, а
22 августа в Дайрэне и Люйшуне намечалось высадить воздушные десанты по
200–250 солдат и офицеров из состава 9-го гвардейского механизированного и
5-го гвардейского танкового корпусов для захвата важных военных и промышленных
объектов и разоружения гарнизонов этих городов. Воздушные десанты, по существу,
выполняли функции своеобразных передовых отрядов.
19 августа воздушный десант (майор
П.Е. Челышев) от 6-й гвардейской мотострелковой бригады (подполковник
М.К. Сорочинский) при поддержке авиации занял Мукден, а воздушный десант
(майор П.Н. Авраменко) 30-й гвардейской механизированной бригады
(полковник И.Я. Воронов) – Чанчунь. После этого они приступили к
разоружению капитулировавших японских войск, захвату важных
оперативно-стратегических объектов, способствовали продвижению основных сил 6-й
гвардейской танковой армии. Две танковые бригады были погружены в Мукдене в
железнодорожные эшелоны и 24 августа прибыли в Люйшунь (Порт-Артур).
Главные силы армии во второй половине августа сосредоточились в Мукдене, а
затем в районах Фусяна, Дайрэна и Люйшуня, используя для перевозки личного
состава и боевой техники железнодорожный транспорт.
30 августа по приказу маршала Малиновского части
5-го гвардейского танкового и 9-го гвардейского механизированного корпусов,
следовавшие на Ляодунский полуостров, были остановлены и получили задачу
сосредоточиться в районах Тунляо, Мукдена. На Ляодунский полуостров выдвигался
лишь 7-й механизированный корпус, который вскоре был выведен из 6-й гвардейской
танковой армии и включен в 39-ю армию.
В результате Хингано-Мукденской операции войска
Забайкальского фронта и Монгольской народно-революционной армии разгромили
соединения 44-й и 30-й армий 3-го фронта и часть сил 4-й отдельной армии
противника и продвинулись на 400–800 км. Войска фронта сыграли основную
роль в окружении главных сил Квантунской армии в Маньчжурии. При этом решающее
значение в достижении успеха в операции имели действия 6-й гвардейской танковой
армии, которая в трудных условиях продвигалась до 150 км и более в сутки.
Заслуги армии получили высокую оценку. «За умелое
командование танковой армией, героизм и мужество, проявленные в боях с
немецко-фашистскими захватчиками и японскими милитаристами в августе – сентябре
1945 года, – отмечалось в Указе Президиума Верховного Совета СССР от
8 сентября 1945 г., – наградить гвардии генерал-полковника
танковых войск Кравченко Андрея Григорьевича второй медалью «Золотая Звезда».
Соорудить бронзовый бюст Героя и установить его на постаменте на родине
награжденного»[893].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 5-й гвардейский
танковый корпус был награжден орденом Ленина, 208-я самоходная артиллерийская,
21-я и 46-я гвардейские танковые бригады – орденом Красного Знамени. Приказом
Верховного Главнокомандующего были присвоены почетные наименования:
«Хинганских» – 7-му механизированному корпусу, 36-й и 57-й мотострелковым
дивизиям, 41-й гвардейской танковой, 18-й и 30-й гвардейским, 16, 63 и 64-й
механизирова
|