ПЕРВЫЙ КОМАНДИР
26-й МУКДЕНСКОЙ ДИВИЗИИ ПВО
// Мукденское соединение войск ПВО страны. URL: http://mukden39.narod.ru/komandiri_soedineniya/
(дата посещения: 07.10.2012)
Первым командиром Мукденского соединения
ПВО стал Виктор Иванович Парамонов - лётчик-истребитель Второй Мировой войны,
будущий генерал-лейтенант авиации и заместитель начальника ГШ Войск ПВО страны
по боевому управлению.
Он родился 4 февраля 1917 года. В 1937
году окончил Ейское военно-морское училище лётчиков и направлен в ВВС КБФ.
Службу проходил в составе 38-й и 8-й ОИАЭ, затем 5-го ИАП на самолётах И-16.
В
1939 году участвовал в боях на реке Халхин-Гол в составе 70-го ИАП ВВС
3абайкальского военного округа. Совершил 28 боевых вылетов на самолётах И-16 и
И-153.
В 1939 - 1940 годах в составе 5-го ИАП
ВВС КБФ принимал участие в Советско-финляндской войне. Выполнил 85 боевых
вылетов на самолётах И-16 и И-153.
Вв время войны 1941-1945 гг., в которой
он принял участие с первого дня, был штурманом 4-й эскадрильи 5-го ИАП ВВС КБФ,
летал на И-16. 31 июля 1941 года звено И-16 (лётчики В.И. Парамонов, В.В.
Миронычев и В.В. Шерстобитов) в районе Волосово встретили группу Ме-109,
количество которой не определили, так как начался воздушный бой. В районе
станции Кикерино они сбили группой один «Мессер». В атаке также принимало
участие звено Як-1 из 71-го ИАП КБФ.
С февраля 1942 года был заместителем
командира 13-й ОКИАЭ (61-я авиационная бригада), летал на И-16 и ЛаГГ-3.
С января 1943 года - командир эскадрильи
13-го КИАП (9-я штурмовая авиационная дивизия), летал на ЛаГГ-3. Основная
задача - прикрытие и сопровождение самолётов Ил-2 из состава 7-го ШАП.
С ноября 1943 года - командир эскадрильи
12-го ИАП, летал на Як-7Б. Основная задача - прикрытие и сопровождение Ил-2 из
состава 35-го ШАП.
С апреля 1944 года до окончания войны -
командир 43-й раэведывательной эскадрильи 15-го ОРАП, летал на Як-9Д. Основная
задача - оперативная разведка ВМБ, аэродромов и кораблей противника в интересах
командования КБФ и Ленинградского фронта.
Участвовал в обороне и освобождении
Ленинграда и Ленинградской области; Таллинна и Эстонии; освобождении Риги,
Латвии и Литвы; защите «Дороги жизни» и Кронштадтской ВМБ; взятии Кёнигсберга,
Данцига, Гдыни и других населённых пунктов. Всего выполнил 462 боевых вылета, в
том числе: 16 - на штурмовку живой силы и техники противника; 179 - на сопровождение
штурмовой и бомбардировочной авиации; 101 - на разведку ВМБ и кораблей противника
в море. Проведя более 30 воздушных боёв, уничтожил лично и в группе около 10
самолётов противника ( по некоторым источникам - 4 лично и 3 в группе с
товарищами ).
По окончании войны до конца 1948 года
продолжал службу в 15-м ОРАП в должности комэска на самолётах Як-9Д и Р-63С «Кингкобра»
(в городе Мамоново Калининградской области). С конца 1948 года по Ноябрь 1950
года - командир 314-го ИАП (9-я штурмовая авиационная дивизия ), на самолётах
Як-9Д и Р-39 «Аэрокобра» (аэродром Гарц, ГДР ). С ноября 1950 года по ноябрь
1952 года - слушатель Высших лётно-тактических курсов ВМС в Риге (самолёты
Ла-11 и МиГ-15). По окончании ВЛТК был командиром 405-го ИАП (508-я ИАД ВВС
ТОФ, аэродром Тучензы, КНР). С июня 1953 года полк в составе 55-го ИАК (54-я
Воздушная армия ВВС ДВО, аэродром Цзинь-Цжоу, КНР), на самолётах МиГ-15бис.
С февраля 1954 года по июнь 1956 года -
заместитель командира 303-й ИАД (54-я Воздушная армия ВВС ДВО, посёлок Галенки
Приморского края), на самолётах МиГ-17. С Июня 1956 года по Июль 1958 года - командир
153-й ИАД (54-я Воздушная армия ВВС ДВО), затем в составе 23-го корпуса ПВО
11-й ОА ПВО ДВО, на самолётах МиГ-17. В 1958 - 1959 годах был слушателем Высших
авиационных курсов Академии Генерального штаба ВС СССР.
По окончании ВАК - заместитель командира
14-го корпуса ПВО Закавказского ВО (город Тбилиси). С Июля 1960 года - командир
26-й дивизии ПВО 14-й ОА ПВО Забайкальского ВО (город Иркутск). С июля 1961
года - командир 21-го корпуса ПВО 10-й ОА ПВО Ленинградского ВО (г. Североморск).
С февраля 1969 года по декабрь 1970 года
- специалист РВС Кубы (г. Гавана). С 1971 года по октябрь 1974 года -
заместитель начальника ГШ Войск ПВО страны по боевому управлению. С Октября
1974 года - в запасе, затем в отставке.
Всего прослужил в Вооружённых Силах 39
лет, освоил 29 типов самолётов, совершил 4378 полётов с налётом 2054 часа. Из
них: днём - 3926 полётов (налёт 1843 часа 46 минут); ночью - 452 полёта (налёт
210 часов 15 минут). В том числе в сложных метеоусловиях 188 часов 32 минуты.
Награждён орденами: Ленина (дважды),
Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени,
Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (дважды); медалями: «За отвагу», «За
боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кёнигсберга», «За победу
над Германией» и другими.
|